Я нормальный! Жизнь такая

На основе многочисленных социально-психологических исследований большого количества людей выделены критерии психологической нормы и отклонений от нее. Выявлено, что некоторые особенности личности способствуют, а некоторые препятствуют возникновению психологических кризисов, эмоциональных срывов, дезадаптации, состояний зависимости.

Таким образом, психическая дисгармония -это комплекс личностных качеств, наносящих ущерб, заставляющих страдать самого человека или его окружение, или обе эти стороны (П.Б. Ганнушкин 1964). Личностная, психологическая гармония, напротив, определяется как комплекс личностных качеств, защищающих человека и его окружение от страданий и позволяет поддерживать эмоционально-психологический баланс обеих сторон на комфортабельном уровне.

Предлагаю Вам ознакомиться с 14 признаками психической дисгармонии, «примерить их на себя» и определить «коэффициент дисгармонического потенциала личности»-найденное количество дисгармонических черт делится на их общее количество и умножается на 100%. Если оба показателя совпадают: 14 из 14, то коэффициент равен 100%. Если найдено 7 дисгармоничных черт из 14, то-50%. Это знание поможет понять причины сложностей и проблем и оценить необходимость для Вас внутренней перестройки, самосовершенствования.

Признаки психической дисгармонии:

1. Пассивно переживаю отрицательные эмоции, не принимаю мер по их преодолению, или принимаю отсрочено. При возникновении психологического дискомфорта пытаюсь отвлечься, выговариться близким людям, принимаю седативные (успокоительные) средства и алкоголь. Трудно контролировать эмоции, совершаю необдуманные поступки.

2. Среди жизненных ценностей 1 место занимают такие как собственное здоровье и здоровье близких, красота, финансовое и материальное благополучие, любовь, верность, честность, порядок, ответная благодарность и т.п.

P.S. Пояснение: Данные ценности «правдой жизни» опровергаются, разрушаются, отнимаются, они нестабильны и при переоценивании значения заставляют каждый раз отвечать сильными отрицательными эмоциями на утрату существенного ценного.

3. Тяжело переношу слабые отклонения от состояния благополучия-физического или эмоционального, «трагически» воспринимаю малейшие, временные неурядицы, неудачи, настроен на состояние полного психологического и физического благополучия и комфорта.

4. Все события обычно интерпретирую негативно, мелкие проблемы для меня невыносимы, вызывают раздражение, дискомфорт

5. Склонен к негативному прогнозированию, пессимизму и самопрограммированию, либо наоборот, идеализирую прогноз, игнорирую возможные неприятности.

6. Придерживаюсь четких принципов, концепций, не отступая от них ни при каких обстоятельствах.

Пояснение: здесь затрудняется возможность оценить ситуацию здесь и сейчас, приспособиться к изменяющимся условиям окружающей действительности, стереотипы заставляют действовать «по шаблону», не адекватно актуальной ситуации. Это может проявляться, к примеру, в повторяющихся вспышках гнева, разрешении себе выпить «чуть-чуть» при алкоголизме, заканчивающиеся очередным алкогольным эксцессом, повторяющиеся идеи и утверждения об опасности чего-либо (лифта, метро и т.п.)

7. Устанавливаю для себя максимальные цели, но не всегда могу их удовлетворить, страдаю от невозможности достичь желаемого или отказаться от этого. Следую принципу «человек должен достичь всего, чего он хочет, иначе это не жизнь»

8. Крайне остро переживаю утраты-материальные, связанные со здоровьем, близкими людьми, социальным статусом, внешностью и т.п. Утраты вызывают кризис, психологический слом. Я избегаю размышлений на эти темы, не имею плана мероприятий по выходу из возможных проблем, смягчению их последствий.

9. Живу по принципу «или-или», «все или ничего», «друг или враг».

10. Не принимал действий для психологического развития, совершенствования.

11. Могу признать у себя наличие глубоких неадекватных концепций, осознаваемых в большей или меньшей степени, связанных с типом личности, например, демонстративно-нарциссических «Я самый хороший, меня все должны любить, жизнь должна быть радостной и приятной», или депрессивно-мазохистических «Я самый пплохой, мне не на что надеяться, я обречен на страдания и отвержение другими» и т.д.

12. Вовлечен в суету и скандальность мира, жизнь других людей. Очень эмоционально реагирую на сообщения СМИ, легко вовлекаюсь в острые социальные события. Пытаюсь везде наводить «порядок», руководить людьми или оказывать ненужную помощь, внедряюсь в организацию жизни других людей, их переживания и планы.

Пояснения: Из-за ходульных представлений о том, что хорошо и что плохо, отсутствия истинной душевной тонкости такие люди приносят больше вреда, чем пользы не только другим, но и себе.

13. Часто использую негативно-программирующие вербальные маркеры эмоционально-поведенческих реакций, способных выступать как самореализующиеся пророчества: «Я от этого повешусь», «Лучше застрелиться», «Это сидит у меня в печенках», «Я его готов убить», «Можно сойти с ума от этого», «Таких надо расстреливать», «Пусть их покарает бог», «Им не место в этом мире» и т.п.

14. Склонен к обвинению окружающих, судьбы или рокового стечения обстоятельств в своих проблемах, не признаю причины жизненных сложностей в собственных характерологических особенностях.

Особенности гармоничных личностей:

1. Особенности эмоциональной сферы: склонность к произвольной регуляции эмоциональных состояний, принятие своевременных и эффективных внутренних мер по нейтрализации психотравмирующих воздействий, когнитивное опосредование («обдумывание») эмоций, самоограничение эмоциональных вспышек, как отрицательных, так и положительных, отсутствие гиперэмоциональных состояниний.

2. Доминирование ценностей, защищающих личность от психологических кризисов-таких как собственное развитие, психологическая гармония, духовность, гуманизм.

3. Высокая толерантность к фрустрациям-способность преодолеть или перетерпеть дискомфорт, ориентируясь на то, что это проявление нормального течения жизни.

4. Склонность к позитивной интерпретации жизненных событий. Способность выбрать из ряда интерпретаций позитивный вариант, позволяющий выровнять эмоциональное состояние.

5 Склонность к позитивному прогнозированию и самопрограммированию, способность «настраивать себя на лучшее»

6. Психологическая пластичность, готовность к переменам оценок, идей, поведения и наличие этих перемен. Стремление к развитию, преобразование себя в соответствии с требованиями жизни, возраста, здоровья без потери своего «Я», но с развитием своего «Я»

7. Позитивный минимализм-готовность довольствоваться малым как в материальном плане, так и в поведении других людей, готовность выжить без саморазрушения даже в самых минимальных жизненных условиях.

8. Готовность к утратам, которыми насыщена жизнь, готовность выдержать их без саморазрушения

9. Наличие широкого диапазона оценок себя и других, способность выбрать вариант оценки ситуации, который травмирует в меньшей степени, выгодный для сохранения душевного комфорта.

10. Стремление к психологическому развитию, самосовершенствованию

11. Наличие глубоких адекватных, адаптивных концепций жизнеустройства, статуса и возможностей собственной личности, отношений с другими людьми.

12. Позитивная отстраненность от суеты и скандальности окружающего мира и жизни других людей. Позитивный характер отстраненности исключает наличие душевной черствости и равнодушия к социальной жизни и жизни близких людей, предполагает «золотую середину» между избыточной вовлеченностью и чрезмерной отстраненностью.

13. Присутствие в речи позитивно-программирующих вербальных маркеров эмоционально-поведенческих реакций: «Не стоит из мухи делать слона», «Нам и здесь хорошо», «Лучше меньше-да лучше», «Что бы ни случилось-все к лучшему», «Прорвемся», «Сколько людей-столько мнений», «С глаз долой-из сердца вон», «Здоровье дороже» и др.

14. Склонность находить причины собственных жизненных проблем в себе самом, в собственных характерологических особенностях и привычках.

Вычислите свой «гармонический потенциал личности» аналогично тому, как вычисляли «коэффициент дисгармонии».

Далее Вы можете вычислить свой «интегративный коэффициент адаптации», для этого придают «коэффициенту дисгармонии» отрицательное значение и складывают его с «коэффициентом гармонии», которому придают положительный знак. Чем больше значение отрицательной цифры, тем выше риск дезадаптации. Например: -90+10=80. В данном примере риск психогенных расстройств очень велик.