Почему болит голова?

Появление частых головных болей может быть связано с очень большим спектром причин. Это и изменение артериального давления, и нарушения проводимости кровеносных сосудов в шейном отделе позвоночника, синуситы (гайморит, фронтит), последствия травмы, повышение внутричерепного давления, мышечные спазмы в области головы и шеи, препятствующие нормальному кровообращению, инфекционные заболевания, которые протекают с поражением головного мозга…

Часто бывает и так, что при обширном клиническом обследовании причину головной боли установить не удается. И врачи рекомендуют искать ее в психологической, а не в соматической составляющей, связывая с влиянием стрессов и говоря о «психосоматике».

«Психосоматика» (психосоматические расстройства) представляют собой интенсивные телесные проявления психологических проблем, существующих длительное время. Телесные симптомы-это следствие реакции напряжения на физиологическом уровне и тревоги и неудовлетворенности на психологическом. Это болевые ощущения, связанные с мышечным напряжением в сочетании с повышением болевой чувствительности.

Проявления психосоматических расстройств, имеющие отчасти образно-символическое значение («язык тела»), являются также действием защитно-компенсаторных механизмов психики. Это своеобразный способ подсознания противостоять давлению сознания, которое долгое время подавляло сильные подсознательные фрагменты (желания, потребности, сильные чувства и эмоции…). Это своеобразное отражение внутренней двойственности человека, его внутренних противоречий и конфликтов (в случае головной боли-чаще связанных со смысложизненными ориентациями). В клинической психологии существует концепция, что всякое хроническое соматическое заболевание часто начинается с эпизода внутреннего конфликта, личностной диссоциации, которая впоследствии находит выход в проявлении психосоматических симптомов.

Механизм психосоматических расстройств был описан еще во время становления психоанализа. Те или иные болезненные психосоматические проявления являются ответом на неприемлемую жизненную ситуацию в символической форме. Правополушарная детская логика подсознания таким способом добивается своих целей-наказывает сознание или мстит сознанию за запреты и ограничения. Еще Фрейд, говоря о возникновении психосоматических расстройств, указывал на то, что люди «обладают даром делать себя больными…каждый человек обладает этой способностью и каждый использует ее в том объеме, который мы не вполне себе представляем». Но позитивный факт в том, что психосоматические расстройства обратимы при использовании внутренних психологических ресурсов человека-его желания стать здоровым, убежденности в том, что выздоровление возможно, и активном участии в процессе исцеления с помощью процедур психотерапии и саморегуляции.

Для того, чтобы устранить симптомы необходимо разрешить внутренний конфликт, эмоциональный отклик, связанный с жизненной ситуацией. Но иногда при сильной боли, когда нужна экстренная помощь, можно использовать упражнения для самостоятельной работы. Одно из таких упражнений из телесно-ориентированной терапии показано при головных болях, умственном переутомлении и снижении работоспособности, при нарушениях памяти и внимания. Также важно его применение при помощи детям школьного возраста для повышения обучаемости, особенно при дислексии и СДВГ, гиперактивности.

Примите удобную для расслабления позу в положении сидя, ладони лежат на коленях. Расслабьте мышцы рук. Разогрейте ладони: приподнимите ладони навстречу друг другу, сконцентрируйте на них внимание, очень медленно сближайте ладони до тех пор, пока одна ладонь начнет чувствовать другую на расстоянии (5-30 см, затем на 2-3 см.), обратите внимание на ощущения между ладонями, чувство тепла. Понаблюдайте как ощущения между ними меняются в зависимости от дыхания. Представьте, как теплая волна из центра груди направляется от плеча к ладоням, добившись ощущения интенсивного тепла в ладонях и внутреннего комфорта.

Затем сосредоточьте внимание на телесных ощущениях в области лба и затылка. Поместите одну ладонь в области лба на расстоянии, а другую – в области затылка (0,5-1,5 см.). Понаблюдайте за ощущениями в области лба, представьте, как оно распространяется в область затылка. Спокойно ровно дышите с замедленным выдохом. На вдохе слегка отдаляйте ладонь от лица, на выдохе-приближайте. Постепенно дождитесь ощущения ощущения пульсирующего тепла, равномерно наполняющего голову от лба до затылка.

Прислушайтесь к окружающим вас звукам. Представьте, что интенсивность звука увеличивается вместе со вдохом и уменьшается, стихает с выдохом (можно прислушаться к звуку своего дыхания).

Представьте однотонный зрительный фон приятного цвета, яркость которого возрастает на вдохе и снижается, ослабевает на выдохе (как будто во время вдоха включается свет, а на выдохе свет гаснет). Для усиления ощущений можно активизировать участок коры головного мозга, связанного с движением глаз, вращая для этого глазами синхронно с дыханием.
Позвольте вниманию переключаться поочередно от одного вида ощущений к другому с промежутком 1-2 минуты. Далее попробуйте совместить все 3 ощущения (зрительные, слуховые, кинестетические) таким образом, чтобы все они (цвет, звук, тепло) синхронизировались с ритмом дыхания. Побудьте в этом состоянии несколько минут.