Кризис общества или кризис личности?

Разнообразные факторы технического прогресса общества, актуальные на сегодняшний день, информационная перегрузка, интенсификация и в то же время формализация межличностных контактов, которые становятся в большей мере дистанционными, неоспоримо вносят вклад в состояние душевного здоровья современного человека. Очевидно, что психологические проблемы связаны с проблемами общества.

Продолжающиеся изменения современной семьи и общества, которая изначально давало душевное утешение и поддержку, выполняя функцию естественного, (спонтанного, интуитивного) психотерапевта, семья большая, патриархальная, объединенная общей семейной целью, утрачивает свое существование. Различные поколения отделяются друг от друга, от молодых требуют отдаваться работе, проживают в раздельных квартирах: все это может негативно влиять на семью. Ребенку часто не хватает человека, с которым бы он мог поговорить.

Повышение частоты разводов рассматривается западными психологами уже как переход к «другому виду брака». Эти изменения приводят к все большей индивидуализации человеческого существования по принципу «каждый сам за себя». На глубинном уровне это связано с отрывом человека от природных корней, с отчуждением от своего духовного начала. В таком случае современный человек может обнаружить противоречивость жизненных смыслов. Отсюда необходимость массовой психологической помощи. На это обращают внимание многие психотерапевты, особенно представители телесно-ориентированного направления, так как проблема тотальной разъединенности людей оказывается для них особенно актуальной.

В наиболее развитых странах запада устроено так, что общество невольно пытается смягчить социальные проблемы за счет большей однородности, стандартизации сознания своих сограждан, сплотить общество общими идеалами (накопления-потребления, образом общенационального «врага»…) Потребность в защите/безопасности/уважении трансформируется в культ материального успеха, гонку потребления. Отсюда размывается представление о собственном смысле и предназначении, расщепление между левополушарной частью личности («Я успешен, я лидер») и ее эмоциональной частью («а нужно ли мне это»). Кризис политической ситуации напрямую связан с кризисом личности, которая теряет доверие к власти, не верит, что личное участие может хоть как-то повлиять на политический процесс.

Многие люди инстинктивно пытаются защититься от информационного давления с помощью его вытеснения, блокирования восприятия. В результате человек все больше самоизолируется от общества – ценой утраты способности к сопереживанию, сочувствию, искренности и подлинному взаимопониманию с другими, механизации душевной жизни. Отгораживается потоком ничего не значащих слов, наступая на горло собственной песне. Отсюда человек человеку никто…конкурент…соперник. И социальные последствия в виде невротической триады-депрессии, опьянения, агрессивности. И растущая потребность в душевном освобождении.

Чрезмерная рационализация может мешать современному человеку переживать естественные измененные состояния сознания. Связанные с общением, вдохновением, творчеством. Быстрота перемен в образе жизни осложняет передачу опыта от старших поколений младшим, прерывая связь времен. Отсюда дефицит любви, внимания, душевного тепла на глубинном телесно-психологическом уровне. Но если психологические проблемы связаны с причинами вне человека, может ли он избавится от них собственными силами?

Согласно опыту, ведь эта проблема не только сегодняшнего дня, человек действительно может с помощью различных методов избавиться от травм прошлого, совершенствовать свою личность, но все это требует усилий и затрат ресурсов. И доступ к этим ресурсам часто затруднен в ситуации «энергетической ямы». Поэтому в дополнение к принципу «опоры на собственные силы» бывает полезна и внешняя опора. И это не поиск защитников, спасителей, покровителей…, а вынесение внутренних проблем на обозрение. И тогда поддержка помогает человеку разрешить собственные противоречия. Эта опора имеет скорее символическое значение, дополнительный аргумент в споре с самим собой. Это способность принять ответственность и готовность довериться другому. И если общество порождает проблемы, то оно может помочь и их решить. В этом смысле «Общество» - это конкретные социальные группы, где человек встречается с ним лицом к лицу.

Восстановить естественную способность человека к переживанию трансового удовлетворения способна телесно-ориентированная психотерапия. Научиться сохранять равновесие между неестественностью многих сторон современной жизни и собственным природным естеством. Для этого не нужно отказываться от плодов технического прогресса, а наладить контакт с самим собой. Восполнить дефицит любви, внимания, душевного тепла на глубинном телесно-психологическом уровне с помощью телесно-ориентированных методик. Помочь в преодолении духовного кризиса не только на уровне отдельной личности, но и в социальном масштабе.