Делаем то, что любим

image«В темпе современного мегаполиса для многих людей все чаще становится характерно переживание неудовлетворенности потребностей в признании, в принадлежности к значимой группе, в любви, уважении. При этом конкретное содержание этих потребностей осознается недостаточно. И недостаточно осознается, что в основе формирования неудовлетворенности лежит субъективное переживание ограниченности возможностей человека в решении своих жизненно важных задач.
В поисках обозначения формы активности, которая позволяет человеку преодолевать ограниченность собственных возможностей остановимся на термине «устремление». Устремления отличаются от обычных мотивов тем, что их «предметом» является само действование. Например, «Я люблю рисовать» — пример устремления. Желание и способность действования здесь непосредственно переходят друг в друга. Устремления, однажды возникнув, не угасают при определенной организации среды, а затем и самоорганизации личности. Поэтому мы говорим, что они не насыщаемы. В устремлении «хочу» (влечение) и «могу» (навыки, знание, опыт) выступают совместно, «поддерживая друг друга и переходя друг в друга» Устремленный человек знает, чего он хочет, располагает определенной схемой действования и, кроме того, действует, а не просто грезит. Быть устремленным, значит располагать возможностями, которые прорываются вовне. В устремлении проявляется именно избыток возможностей, а не их дефицит. Здесь главное — само действование. Устремление самоценно и заключает в себе возможность самовоспроизводства.
Следовательно, необходимо создание условий для порождения, поддержания и самовоспроизведения устремлений – познавания, переживания, действования. Человек постоянно стремится реализовать свои возможности вовне и развить свои способности еще больше.  Что влияет не только на собственное благополучие, но и способствует позитивным изменениям среды, социальной и культурной ситуации. Устремления создают условия для порождения индивидом себя как личности, исключающей наркотики, алкоголь и т.п. из средств построения своих отношений с собой и с миром. В этом и состоит главная цель. Важно решить вопрос о том, что необходимо для того, чтобы устремления «однажды возникнув», в дальнейшем «самовоспроизводились» и «самоподдерживались». Развитие устремлений – это способ преобразования внутриличностных противоречий в процессе саморазвития личности. Для этого человеку необходимо содействие в разрешении наиболее общих внутренних противоречий содержательно взаимосвязанных со структурой его «Я».

Психологическую структуру любой деятельности можно представить в виде следующей схемы:

d

 

Как мы видим из представленной схемы, процесс целеполагания и выполнения любого дела может быть осознанным либо неосознанным. Попробуем разобраться, как именно это влияет на вашу продуктивность.

В основе любой человеческой деятельности лежит определённая потребность, проблема либо возможность, которые покоятся на фундаменте определённых жизненных ценностей (мета-целей) личности. Потребности и проблемы могут не осознаваться, в то время как возможности должны быть предварительно замечены. Все они ведут к возникновению определённого мотива — вопреки распространённому определению («мотив есть осознанная потребность»), он не обязательно осознаётся человеком. Словарь практического психолога даёт такую характеристику: «Мотив явлен субъекту в виде специфических переживаний, характерных либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Но для осознания мотива, то есть для включения этих переживаний в культурно обусловленную категориальную систему, требуется особая работа». Отдельно можно говорить о существовании мотивировок — сознательных доводов в пользу того или иного мотива.

О целеполагании как таковом можно говорить в том случае, если человек специально пытается осознать свою цель, проанализировав имеющиеся у него потребности, проблемы или возможности, а затем представив идеальный образ желаемого будущего. В этом случае далее запускается процесс планирования достижения цели, а также конкретные действия.

На рисунке выше хорошо видно, что отсутствие осознаваемой цели приводит к отсутствию этапа планирования, соответственно, поиск ресурсов для достижения неявной цели и соответствующие действия совершаются хаотично. Конечно, этот процесс не позволяет никак контролировать итоговый результат, а усилия, потраченные таким образом, будут напрасными.